В каталог | Жизнь Миямото Мусаси | Книга Земли | Книга Воды | Книга Огня | Книга Ветра | Книга Пустоты


КНИГА ВОДЫ

Дух школы Стратегии Ни Тэн Ити основывается на свойствах воды, и эта "Книга Воды" объясняет методы достижения победы посредством длинного меча. Язык ее не изобилует подробными пояснениями, но они могут быть ухвачены интуитивно. Изучай эту книгу; прочтя слово, поразмысли над ним. Если будешь толковать смысл сказанного вольно, ты ошибешься в Пути.

Принципы Стратегии изложены мной в терминах поединка, но ты должен мыслить широко -- так, чтобы достичь понимания битвы, где с обеих сторон -- по десятку тысяч бойцов.

Стратегия Ити отличается от других систем тем, что если ты хоть немного уклонишься с верного Пути, то подвергнешься опасности и попадешь на скользкую дорогу. Если ты будешь просто перелистывать эту книгу, ты не постигнешь Пути Стратегии. Впитай сказанное. Не просто читай, запоминая или имитируя, но напряженно изучай, чтобы вобрать знания в свое существо и ощутить принцип собственным сердцем.

Состояние духа

В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного. И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен. Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно, с духом уравновешенным, но не предубежденным. Даже когда дух твой спокоен, не позволяй телу расслабляться, а когда тело расслаблено, не позволяй духу распускаться. Не допускай, чтобы тело влияло на дух, и не давай духу влиять на тело. Не будь ни недостаточно вдохновленным, ни вдохновленным сверх меры. Поднявшийся дух слаб, и опустившийся дух слаб. Не позволяй противнику проникнуть в твое состояние.

Низкие ростом люди должны быть знакомы с духом крупных людей, а крупные -- с духом маленьких. Каким бы ты ни был (по размеру), не позволяй себе идти на поводу у собственного тела. С духом открытым и несвязанным, смотри на вещи с высокой точки зрения. Ты должен взращивать свои мудрость и дух. Оттачивай свой ум: понимай меру общественной справедливости, различай добро и зло, изучай Пути различных искусств один за другим. Когда люди не смогут обмануть тебя, ты осознаешь мудрость Стратегии.

Мудрость Стратегии отлична от прочих вещей. На поле боя, даже подвергаясь опасности, ты должен неустанно следовать принципам Стратегии, укрепляя Дух.

Стойка в Стратегии

Прими стойку с прямой головой, не опущенной и не поднятой, не повернутой в сторону. Твой лоб и брови не должны быть наморщены. Не вращай глазами и не позволяй им мигать, но слегка прикрой их.

Контролируя выражение лица, держи линию носа прямо, ощущая, как ноздри слегка раздуваются. Держи затылочную часть шеи прямо: введи энергию в линию волос и затем спусти ее от плеч вниз по всему телу. Опусти плечи, но не выпячивай ягодицы, помести силу в ноги от коленей до кончиков пальцев. Поддерживай внутренности, напрягай пресс, не вихляй бедрами. Расположи свой меч-компаньон вдоль живота, затяни пояс -- это называется "заклиниванием".

Поддерживай боевую стойку во всех случаях жизни, сделай ее повседневной. Ты должен хорошо понять это.

Взгляд в Стратегии

Взгляд должен быть объемным и широким. У него двойная функция -- "восприятия и осмотра". Воспринимай сильно, смотри не напрягаясь.

В Стратегии важно видеть дальние вещи как бы вблизи и близкие -- словно издалека. В Стратегии важно чувствовать меч врага, но не отвлекаться его незначительными движениями. Ты должен постичь это. Взгляд един и для дуэли и для массовой битвы. В стратегии важно уметь смотреть в обе стороны, не двигая глазными яблоками. Ты не сможешь развить эту способность быстро. Изучи то, что сказано здесь; используй боевой взгляд в повседневной жизни и не меняй его, что бы ни случилось.

Как держать длинный меч

Ухвати длинный меч с несколько "плавающим" ощущениям в большом и указательном пальцах, средний палец не должен быть ни напряжен, ни расслаблен, а оставшиеся два пальца -- сжаты крепко. Плохо, если руки дрожат.

Поднимая меч, имей намерение зарубить противника. Нанося удар, не изменяй хватки, руки твои не должны "скрючиваться". Отводя меч противника в сторону, или отбивая его, или прижимая вниз, слегка меняй ощущение в большом и указательном пальцах. Ты должен быть всегда устремлен поразить противника, не меняя боевой хватки.

Хватка для боя и для испытаний клинка одна. (Мечи в свое время испытывались высокопрофессиональными мастерами боя. Лезвие зажималось в специальную установку, им производились тестовые удары по трупам, жгутам травы, доспехам, металлическим пластинам и т. д. Порой на языках старых боевых клинков делались похвальные надписи о проведенных испытаниях.) Не существует такой позиции, как "хватка для удара по человеку".

Вообще, я не люблю фиксированности ни в мече, ни в кисти. Фиксация означает мертвую руку. Подвижность -- это жизнь. Держи это в уме.

Работа ног

(В разных школах используют различные методы перемещений. "Инь-Ян", или "Инь-Йо", по-японски, -- это взаимодополняющие движения женского--мужского, темного--светлого, правого--левого характеров. Мусаси ниже отстаивает свой метод передвижения -- метод "ровного ума", хотя и делает акцент на важности других параметров -- тема правой и левой ног возникает в "Книге Ветра". Старые школы Дзюдзюцу предлагали начинать атаку левым выпадом вперед.)

С несколько "плавающими" кончиками пальцев, твердо ступай на пятки. Быстро ли движешься, медленно ли, большими шагами или короткими, ноги должны двигаться как при нормальной ходьбе. Я не люблю методы передвижения, известные как "прыгающая нога", "плавающая нога" и "фиксированный шаг".

Так называемая "нога Инь-Ян" важна для Пути, Не двигай только одной ногой. Спокойно работай левой--правой и правой--левой, нанося удары, отражая их или отступая. Не отдавай какой-либо ноге преимущества.

Пять положений тела

Существует Пять положений тела: Верхнее, Среднее, Нижнее, Правостороннее и Левостороннее. Несмотря на различия, единственное предназначение их -- атаковать противника. Кроме этих -- других положений не существует.

В каком бы положении ты ни пребывал, не старайся фиксировать его: думай лишь об атаке.

Твоя поза может быть широкой или узкой соответственно ситуации. Верхнее, Среднее и Нижнее положения -- твердые (устойчивые), Лево- и Правосторонние позы -- текучие. Лево- и Правостороннее положения используют, когда существует препятствие над головой или сбоку. Решение, какую позицию принять, зависит от места.

Сущность Пути в следующем. Ты должен глубоко понять вот что. Среднее положение -- сердце всех положений. Если рассматривать Стратегию в широком масштабе, Среднее положение занимает в ней место командующего. Прочие стойки ему подчиняются. Пойми это.

Путь длинного меча

("Путь" понимается здесь как дорога судьбы и как лезвие клинка. Естественные движения меча ассоциируются с естественным поведением самурая согласно этике Кендо.) Стратегия длинного меча означает, что мы способны двумя пальцами вращать оружие, которое обычно носим. Если мы хорошо поймем дорогу меча, мы сможем вращать его легко.

Если ты попытаешься вести большой меч быстро, ты уклонишься с Пути. Чтобы меч шел хорошо, ты должен вести его спокойно. Если ты попробуешь двигать им, словно складным веером или мечом-компаньоном, ты совершишь ошибку. Ты не сможешь атаковать человека длинным мечом, применяя прием "шинковки коротким клинком". Когда ты провел удар длинным мечом вниз, подними его прямо вверх; когда атакуешь вбок, возвращай меч по боковой траектории. Возвращай меч разумным путем, всегда широко отставляя локти. Веди меч мощно. Таков Путь длинного меча.

Если ты тщательно изучишь пять правил моей стратегии, ты хорошо поведешь меч. Ты должен постоянно тренироваться.

Пять подходов к врагу

(Кто может понять методы Мусаси? Для этого необходимо изучать приемы традиционных школ и практиковаться в базовых атаках. Нужно помнить, что боевой прием может начинаться с гораздо большего расстояния, чем это кажется возможным на первый взгляд. Говорят, что человек, повидавший смерть на конце меча, обладает повышенным пониманием боя.)

1. Первый подход -- начинается со Среднего положения твоего тела. Встречай противника концом меча против его лица. Когда он атакует, отведи его меч вправо и "оседлай" его. Или же отрази нападение, отклонив лезвие его клинка ударом сверху. Задержи свой меч там, где он есть, и, когда противник возобновит атаку, нанеси режущий удар снизу. Это -- первый совет.

Ты должен упорно тренироваться, используя длинный меч, чтобы изучить пять подходов. Когда ты овладеешь моим Путем, ты сможешь контролировать любую атаку противника. Уверяю тебя, нет других подходов к врагу, кроме подходов Ни То.

2. При втором подходе из Верхнего положения атакуй противника длинным мечом в тот же момент, когда он нападает на тебя. Если противник ушел от твоего удара, задержи свой меч там, где он есть, и, "подгребая" снизу, рази врага, когда он возобновит атаку. Повтори выпад.

Тут существуют разнообразные вариации, зависящие от темпоритма и настроения схватки. Ты сможешь понять их, тренируясь в школе Ити. Ты будешь непобедим при помощи моих пяти методов длинного меча. Тренируйся снова и снова.

3. В третьем подходе прими Нижнее положение, подготовившись к "подгребанию" (удару снизу). Когда противник пойдет в атаку, ударь по его рукам. Он может попытаться отбить твой меч вниз. В этом случае полосни по его верхней руке горизонтально с ощущением "пересечения". Это означает, что ты разишь противника из нижнего положения в тот самый момент, когда он атакует тебя.

Ты будешь часто использовать этот прием -- и как начинающий, и в более поздней Стратегии. Ты должен тренироваться держать длинный меч.

4. Четвертый подход. Прими Левостороннее положение. Когда противник атаковал, полосни по его рукам снизу. Если в этот момент он попытается придавить твой меч, уклонись с траектории его клинка и с ощущением первого удара проведи секущую атаку наискосок сверху от своего плеча.

Таков Путь длинного меча. Этим способом ты побеждаешь, уходя с траектории атаки противника. Ты должен изучить его.

5. В пятом подходе меч находится в Правостороннем положении. В соответствии с ритмом атаки противника переведи свой клинок косым движением в Верхнее положение. Затем атакуй прямо сверху.

Этот метод существен для полного познания Пути длинного меча. Если ты овладеешь этим способом, ты сможешь свободно вращать тяжелое оружие.

Я не могу подробно описать все варианты применения этих пяти подходов. Ты должен хорошо познакомиться с моим Путем "гармонии длинного меча", затем, изучив широкомасштабное понимание темпоритма, понять ритм перемещений клинка противника и с самого начала привыкнуть к пяти способам атаки. Ты всегда будешь побеждать, варьируя эти методы в соответствии с настроением противника. Ты должен тщательно проработать сказанное.

Изучение "положения-не-положения"

"Положение-не-положение" ("стойка-не-стойка") отрицает необходимость пользоваться в бою известными положениями длинного меча.

Этот принцип называется "существующим-несуществующим".

Помни, когда в твоих руках меч -- ты должен поразить противника, чего бы тебе это ни стоило. Когда ты парируешь удар, наносишь его, делаешь выпад, отбиваешь клинок или касаешься атакующего меча противника, ты должен сразить противника тем же движением. Достигай цели. Если ты будешь думать только о блокировании ударов, выпадах и касаниях, ты не сможешь действительно достать врага. Более, чем о чем бы то ни было, ты должен беспокоиться о том, как провести свой удар сквозь его защиту и достичь цели. Тщательно изучи сказанное.

Это направление в Стратегии большого масштаба называется "боевой порядок". Такие устремления -- залог победы в битвах, фиксированные положения нехороши. Помни об этом.

Наносить удар "синхронно" "одним махом"

Понятие "синхронно" означает: когда ты сблизился с противником, атакуй его так быстро и резко, как только возможно, не двигая телом, не устанавливая дух, пока ты видишь, что враг еще в нерешительности. Атаковать до того, как противник решил, что делать, и есть поразить "одним махом".

Неустанно тренируйся, чтобы уметь наносить удар в мгновение ока.

"Двойная абдоминальная согласованность"

Ты атакуешь, и противник быстро отходит. Увидев, что он напрягся, симулируй секущую атаку. Затем, когда он расслабится, сокращай дистанцию и нападай вновь. Это "двойная абдоминальная согласованность".

Трудно постичь суть приема, склоняясь над книгой, но ты скоро все поймешь, руководствуясь краткими наставлениями.

Не имей никаких намерений, не строй никаких замыслов

("Мунэн Мусо" -- означает способность действовать спокойно и естественно даже перед лицом смертельной опасности. Здесь проявляется высочайшая гармония воина с бытием, когда мысли человека и его действия спонтанно едины.)

Когда противник нападает, а ты сам решаешь атаковать, ударь своим телом, ударь своим духом, ударь из Пустоты своими руками, мощно увеличивая скорость. Это -- атака "Никаких намерений, никаких концепций".

Это -- наиболее действенный способ проведения атаки. Он часто используется. Ты должен упорно тренироваться, чтобы понять его.

Атака "Текущей Воды"

Атака "Текущей Воды" используется, когда ты схватился с противником клинок к клинку вплотную. Когда он разрывает контакт и быстро отходит, стараясь нанести стремительный удар своим длинным мечом, расширь свое тело и дух насколько возможно и бей по врагу, но медленно, повторяя его движения, как прибывающая вода. Если ты научишься этому, ты сможешь атаковать наверняка. Тут важно ясно видеть уровень квалификации противника.

Продолжительная атака

Когда ты атакуешь и противник нападает тоже, когда ваши клинки устремились навстречу друг другу, одним движением старайся поразить его голову, руки и ноги. Когда бьешь в несколько точек тела врага одним взмахом меча, этот выпад называется "продолжительной атакой". Ты должен отработать этот прием; его используют часто. Непрестанно упражняясь, ты добьешься успеха.

Атака "Огня и Камней"

Атака "Огня и Камней" означает вот что. Когда твой длинный меч и меч противника столкнулись, ты наносишь удар так мощно, как только можешь, не поднимая меча ни на йоту. Это означает атаковать стремительно руками, торсом и ногами -- все эти части тела участвуют в броске. Если будешь тренироваться достаточно упорно, сможешь добиться сокрушительной мощи удара.

Атака "Красных Листьев"

Атака "Красных Листьев" означают намерения: сбить вниз меч противника. Когда враг стоит перед тобой, держа меч в одном из положений, готовый атаковать, наносить удары и парировать их, обрушь на его клинок атаку "Огня и Камней", действуя в духе "никаких намерений, никаких концепций". Если ты собьешь вниз конец его меча с неким "прилипающим" ощущением, он непременно выронит оружие. Длительные тренировки помогут тебе в будущем. Ты сумеешь обезоружить любого врага, тренируйся непрерывно.

Тело вместо длинного меча

А также "меч вместо тела". Обычно мы приводим в движение тело и меч одновременно, чтобы поразить противника. Однако, в зависимости от метода нападения врага, ты можешь сперва броситься на него голым телом, а потом пустить в дело клинок. Если его корпус неподвижен, можешь сначала ударить мечом, но лучше бей телом. Ты должен хорошо изучить практику этой атаки.

Рубящий и режущий удары

Рубить и полосовать -- две разные вещи. Рубящий удар, каким бы он ни был, -- решителен, его наносят с твердым намерением завершить схватку. Режущий удар -- лишь касается противника. Даже если ты полоснул сильно, и даже если враг мгновенно умер, это "полосование". Когда рубишь, твой дух решителен. Ты должен принять это. Если ты сначала полоснул по ногам или рукам противника, сразу же наноси мощный рубящий удар. Дух режущего удара -- тот же, что и у касания. Когда ты поймешь это, они станут неразличимы. Хорошо изучи сказанное.

Тело китайской обезьяны

"Тело китайской обезьяны" (имеется в виду короткорукая обезьяна) -- это настроение не-вытягивания своих рук. Это решимость проникнуть за линию обороны противника, нисколько не распрямляя рук до того, как противник пойдет в атаку. Если ты внимателен к тому, чтобы не вытягивать руки, ты находишься на достаточно большом расстоянии от врага. Настраивайся "войти" всем телом. Когда проникнешь в зону поражения рукой, за ней легко потянется тело. Хорошо изучи этот прием.

Атака "клея и лаковой эмульсии"

Прием "клея и лаковой эмульсии" состоит в том, чтобы срастись с противником и не отделяться от него. Сблизившись с врагом, прочно "прилипни" к нему головой, телом и ногами. Люди склонны быстро продвигать вперед конечности, тело же остается позади. Ты должен прилипнуть к врагу намертво, так, чтобы не оставалось ни малейшего зазора между твоим и его телом. Обдумай это положение.

Борьба за высоту

Под "борьбой за высоту" понимается следующее: когда ты сблизился с противником, борись с ним за господствующее положение без страха. Распрями ноги, бедра, втяни шею -- надвигайся на него лицом. Когда решишь, что выиграл, мощно "ломай" врага. Подумай о сказанном.

Ощущения липкости

Когда противник атакует, атакуй и ты, бей с ощущением липкости и фиксируй свой меч на лезвии клинка врага, гася его атаку. Дух липкости -- не в том, чтобы нанести мощный удар, а в том, чтобы мечи ваши трудно разъединялись. Тут лучше всего действовать возможно более спокойно. Различие между "липкостью" и "сцеплением" в том, что прилипание прочно, а сцепление слабо. Ты должен понять это.

Удар телом

Удар телом означает: достать противника сквозь брешь в его защите. Намерение состоит в том, чтобы ударить его своим корпусом. Слегка отверни лицо и ударь противника в грудь выставленным левым плечом. Подходи с намерением отбросить врага прочь, бей так мощно, как только сможешь, согласовав удар с дыханием. Если ты освоишь такой метод сближения с противником, ты сможешь отшвырнуть его на 3--6 метров. Можно бить врага, пока он не умрет. Тренируйся тщательно.

Три способа отразить атаку

Вот три метода парировать атаку: Во-первых, отбивать меч противника вправо от себя, как бы целясь в его глаза, когда он наносит удар.

Или парировать нападение, отбивая меч противника к его правому глазу, с ощущением отсекания его шеи.

Или, когда у тебя короткий "длинный меч", не беспокоясь о том, чтобы отвести клинок врага, быстро сближаться с ним, ударяя его в лицо левой рукой.

Вот три метода отражения наскока. Ты должен помнить, что всегда можешь сжать левую руку в кулак и ударить противника в лицо. Поэтому необходимо хорошо тренироваться.

Укол в лицо

"Уколоть в лицо" означает намерение поразить врага в лицо концом своего меча с линии клинков. Если ты собираешься нанести такой укол, значит, лицо и тело противника уязвимы. Когда противник становится доступен, он побежден. Сосредоточься на этой мысли. Не забывай об уколе в лицо. Ты поймешь ценность этой техники, упражняясь.

Укол в сердце

"Уколоть в сердце" означает следующее. Когда в бою возникают помехи сверху или с боков, и вообще, когда трудно применить рубящий удар, -- коли. Бей в грудь противника, не давая концу своего меча колебаться. Покажи врагу тыльную сторону гарды, отклоняя его меч. Применение этого способа полезно, когда мы устаем или когда наш меч по каким-то причинам не может рубить. Ты должен освоить эту технику.

Отшить "Тат-ТАТ!"

"Отшить" означает следующее: когда противник пытается контратаковать, отвечая на твой выпад, ты тут же контратакуешь снизу, как бы нанося укол, стараясь сдержать натиск. В очень быстром темпе затем наноси рубящий удар, "отшивая" врага. Укол вверх: "Тат!" -- и рубящая атака: "ТАТ!" Такая связка снова и снова встречается при обмене ударами, Способ "отшить Тат-ТАТ!" состоит в том, чтобы соединить рубящую атаку с подъемом меча, когда ты симулируешь укол. Изучай этот способ посредством непрерывной практики.

Шлепающее парирование

Под "шлепающим парированием" понимается вот что: когда скрещиваешь оружие с врагом, ты принимаешь его рубящую атаку на свой меч в ритме "тии-дам, тии-дам", "шлепая" по его клинку и тут же рубя сам. Смысл не в том, чтобы парировать удар или стукнуть посильнее. Надо "шлепнуть" по мечу противника в ритме с его натиском, изначально намереваясь провести рубящую атаку. Если правильно уловишь ритм "шлепка", как бы сильно ни столкнулись мечи, конец твоего клинка не отклонится назад ни на йоту. Ты должен усердно заниматься, чтобы понять это.

Много противников

Техника "много противников" применяется, когда ты дерешься один против многих. (Мусаси считается изобретателем стиля Двух Мечей. Его школу называют "Нито Рю" -- "школа двух мечей", а иногда -- "Нитэн Рю" -- "школа двух небес". Он пишет, что два меча применяются, когда противников много. Самураи же практиковали фехтование с мечом в каждой руке, чтобы получить реальное преимущество на дуэли. Сам Мусаси никогда не использовал двух мечей против одного, даже очень искусного, противника.) Обнажи длинный меч и меч- компаньон и прими широкую лево-правостороннюю стойку. Смысл в том, чтобы гонять врагов из стороны в сторону, даже если они нападают со всех четырех сторон. Наблюдай за последовательностью, в которой они нападают, и встречай сначала тех, что нападают первыми. Широко води глазами вокруг, тщательно изучай порядок нападения, руби попеременно левой и правой руками. Ожидание пагубно. Постоянно быстро восстанавливай свою позицию, наседай на врагов, по мере приближения отбрасывая их в том направлении, откуда они подходят. Что бы ты ни делал, прижимай противников друг к другу, как бы связывая кукан с рыбами, и, когда они оказываются в куче, мощно рази их, не давая им пространства для маневра.

Преимущество в начале схватки

Ты можешь принять на веру, что Стратегия длинного меча непобедима, но ее Путь не может быть ясно изложен на бумаге. Ты должен усердно тренироваться для того, чтобы понять, как побеждать.

Устный урок (в других школах Кендо тоже существуют устные уроки, как противоположность обучению формальной технике): "Истинный Путь Стратегии явлен в длинном мече".

Одна атака

Ты наверняка можешь победить в духе "одной атаки". (Что бы это ни означало, полезно вспомнить "хитоцу гачи" -- "одну победу", технику Кири Отоси школы Итто Рю, где один удар обеспечивает и атаку, и защиту, ломая меч и дух противника, и родственную технику "Ити но Тачи" -- "длинный меч Единого" стиля Синто.) Трудно обрести это, если ты не изучил стратегию как следует. Если ты будешь хорошо упражняться на истинном Пути, стратегия выйдет из твоего сердца и ты сможешь побеждать своей волей. Усердно тренируйся.

Прямая связь

Смысл "прямой связи" в возникновении и восприятии истинного Пути школы Ни То Ити. Устный урок: "Обучи стратегии свое тело".

Описанное в настоящей книге есть очерк фехтования школы Ити.

Чтобы научиться побеждать в Стратегии длинного меча, сначала изучи пять положений тела и пять подходов к врагу и впитай естественным образом в свое существо Путь длинного меча. Ты должен понять настроение и темп схватки, естественно управляться с длинным мечом и двигать руками и ногами в гармонии со своим духом. Победив одного или двоих, ты поймешь, что главное в Стратегии.

Изучай содержание этой книги, тему за темой, и, сражаясь с противником, ты постепенно поймешь принципы Пути.

Осознанно, терпеливо впитывай достоинства учения, время от времени участвуя в схватках. Сохраняй дух пути, когда бы ты ни скрестил меч с противником. Шаг за шагом иди по дороге в тысячу километров. Изучай Стратегию в течение многих лет и закали дух воина. Сегодня -- победи себя вчерашнего; завтра -- победишь низких людей. Далее, чтобы справляться с более умелыми, тренируйся согласно этой книге, не позволяя своему сердцу свернуть на боковую дорожку. Помни, если убьешь врага приемом, не основанным на том, чему ты научился, это не истинный Путь.

Если ты постигнешь наш Путь побеждать, ты будешь способен справиться с несколькими десятками человек. Что остается делать -- это шлифовать умение фехтовать, чего ты можешь достичь в сражениях и поединках.

Второй год Сехо, двенадца



В каталог | Жизнь Миямото Мусаси | Книга земли | Книга Воды | Книга Огня | Книга Ветра | Книга Пустоты


Хостинг от uCoz